Рукодельница из Ишимбайского района создаёт новые вещи по старинным канонам
О создании изделий ручной работы – элементов женского чувашского костюма – жительница села Васильевка Ишимбайского района Ирина Николаева несколько лет назад даже не помышляла. Вернее, была идея восстановить старинный бабушкин майщиххи – нагрудник, одну из немногих вещей, доставшихся от прародительницы. Но о том, что вышивка, бисероплетение и ткачество станут её основными занятиями, наша героиня не думала.
– У меня сохранилась всего лишь одна из монет, которыми мама расшивала головные уборы. Храню её как оберег, – рассказывает Ирина Дмитриевна. – От бабушки остались несколько платьев и нагрудник, расшитый коралловым бисером, ракушками. Основа, состоящая из ткани и ниток, уже рассыпается от времени, ценная вещь требует реставрации. Хочу полностью восстановить этот нагрудник, чтобы майщиххи стал одним из символов нашего рода, передавался по наследству. К творчеству я пришла, взявшись восстанавливать одежду артистов местного Дома культуры. Костюмы требовали ремонта, я решила помочь. Реконструировала головные уборы – тухью, нагрудники. Увлеклась. Захотелось продолжать работу, создавать новые вещи по старинным канонам.
Первые навыки работы с тканями Ирина Дмитриевна приобрела ещё в детстве, помогая маме Матрёне Григорьевне.
– Мама создавала паласы, ковры. Нитки, которые она использовала, сначала нужно было сплести в косички, чем я и занималась, – вспоминает собеседница. – На зимние каникулы нам задавали учить длинные стихотворения. Положу книжку на стол, а сама хожу от одного конца ткацкого станка к другому, натягивая нити и параллельно учу стихи. Мама готовила нам, дочкам, приданое, много времени посвящала ткачеству, украшению своих изделий. Удивительно, но и папа тоже вносил вклад в наше будущее замужество. Приезжая в город, обязательно приобретал отрезы ткани. Сейчас уже нет таких обычаев, люди готовят приданое детям, но покупают всё в магазинах.
По словам Ирины Дмитриевны, чувашские женщины отличались воинственным характером, эти качества нашли отражение и в одежде – они расшивали свои наряды серебряными монетами. Головные уборы были тяжёлыми, напоминали больше шлемы, нежели украшения. Только девочкам разрешалось надевать на голову масмак – неширокую полоску, сотканную из бисера. Старшие представительницы чувашей носили шапки: у девушек они назывались тухья, у женщин – хушпу. Под хушпу наматывали сурпан – однотонную хлопчатобумажную ткань, платок. По форме наконечника головного убора — острого или прямоугольного – можно было понять, из какого рода женщина, определить её возраст.
– Талантливый человек талантлив во всём, – говорит заведующая Васильевским СДК Вера Филиппова. – Всё спорится в руках Ирины Дмитриевны, за что ни возьмётся, всё получается. Возле её дома море цветов. Она успевает и по ягоды, и по грибы ходить, и в огороде трудиться, и нашему Дому культуры помогать. Как праздник какой – приготовит угощение для всех, придёт и подсобит с организацией мероприятий. Теперь вот костюмы создаёт…
Если поначалу Ирина Николаева просто украшала наряды монетами и пайетками, то три года назад занялась бисероплетением, бисероткачеством. Она даже выписала по интернету станок для создания изделий из бисера. Несмотря на то, что в её копилке не один десяток готовых изделий – головных уборов, нагрудников, передников, – Ирина Дмитриевна считает, что находится только в начале творческого пути.
– Мне хочется учиться и учиться. Съездить на какие-либо курсы, посетить семинары опытных мастериц, – объясняет наша героиня. – Пока черпаю идеи из интернета, изучаю орнаменты в книгах. Каждый элемент в украшении что-то да значит. Я зачастую использую символы солнца, материнства, плодородия.
А вообще Ирина Дмитриевна – выпускница физико-математического факультета Стерлитамакского пединститута. Работала учителем, воспитателем, бухгалтером. После окончания вуза попала по распределению в Новосибирск, преподавала в школе математику и физику.
За ней в далёкий от Васильевки город отправился односельчанин, одноклассник Мартын, чтобы сделать предложение руки и сердца. Ирина приняла его, они поженились. Вернулись сначала в Ишимбай, затем и в родное село. Построили дом, вырастили детей – двоих сыновей и дочь. Теперь, выйдя на пенсию, она почти всё время посвящает творчеству, особенно когда муж трудится на вахте.
– Переделав все дела, не ложусь отдыхать, а сажусь за свой рабочий столик, – добавляет Ирина Дмитриевна. – Начинаю плести узор и хочется поскорее увидеть результат. Работаю, поднимаю глаза, а на часах уже два-три часа ночи. Как пролетело время, я и не заметила!
Иногда мастерица проводит мастер-классы в местном клубе или обучает основам рукоделия внучку Варвару, когда та приезжает на каникулы из города.
– Нельзя прерывать нить времён, уверена Ирина Николаева. – Нужно, чтобы потомки знали историю, обычаи нашего народа, перенимали опыт ремесленников, передавали его дальше, своим детям и внукам.
Фото: Ирина Вахонина
Источник: газета “Восход” http://voshodnews.ru